Вакансия дизайнер

Брать нельзя отказывать

С 2008 года я ищу дизайнеров. И регулярно, сначала для своего агентства, потом для агентства, в котором работаю, Love marketing, размещал вакансии на должности графического дизайнера, ведущего дизайнера, арт-директора. И всегда сталкивался с похожими проблемами при поиске кандидатов. Причем эти проблемы были (наверное) всегда и не зависели от должности. Как не зависели они от города: искали мы сотрудников и в Тюмени, и в Екатеринбурге, и в Москве.

Хочу поделиться наблюдениями по поводу этих самых проблем и дать несколько советов тем, кто ищет работу. Надеюсь, что это поможет им при трудоустройстве и в начале карьеры.

 

Взгляд работодателя

Много фрилансеров

Всегда очень много откликов от кандидатов «готовых к переезду». Они на сайтах-агрегаторах вроде «Зарплата» и HH указывают несколько городов, в которые рассматривают возможность переезда. За счет этого они появляются в результатах поиска по резюме в нескольких городах. Доля таких «кандидатов» традиционно существенная и она заметно искажает соотношение «отклики/собеседования». Отмечу, что мы крайне не заинтересованы в удаленной работе, хотя знаем, как ее выстроить. Но ничто не заменит непосредственного взаимодействия.

 

Низкий уровень

В целом среди откликнувшихся кандидатов очень мало тех, чей уровень работ можно назвать даже средним. Это сильно заметно. Прежде всего по тому, как оформлены работы, какие инструменты использованы, как дизайнер владеет техникой.

 

Нет кейсов

Чуть меньше, чем полностью работы кандидатов не оформлены в кейсы. Почти всегда на странице кандидата мы находили картинки с макетами, в редких (очень редких) исключениях можно было увидеть некое развитие «задача, идея, креатив, реализация».

 

Нет портфолио

Сами работы почти никогда не оформлены в портфолио в каком-либо виде. Казалось бы, что может быть естественнее собранных в один pdf-файл работ с кратким рассказом, с наглядными мокапами. Но нет, файлы собираются в папки, папки пакуются в архивы, архивы загружаются на файлообменник, ссылки рассылаются по работодателям. Даже у хороших дизайнеров нет времени (или навыков) для того, чтобы описать свои кейсы и собрать в портфолио. Это парадокс.

 

Нет видения

Во что мы готовы вложиться и временем, и деньгами? В развитие дизайнера, у которого есть видение. Навыки можно развить относительно легко при должном походе. Видение — очень сложно. И если кандидатов, которые просто не умеют работать мышкой просто много, то кандидатов, которые не имеют вкуса и предпочтений, которые не могут быть субъективными и неравнодушными — тотальное большинство. Сложно ли работать с дизайнером, который на все согласен и не имеет взглядов на дизайн? Да! Практически никогда нельзя четко сформировать ожидания от его работы над конкретной задачей. У него нет вкусов, он не ориентируется в субъективных «хорошо» и «плохо».
Лично у меня на подхвате всегда есть специалисты, которые работают в разных стилях и направлениях, у каждого из них есть видение, стиль, предпочтения. И всегда хорошо известно с какой задачей они неравнодушно справятся, выжав из нее максимум, чтобы реализовать себя.

 

Завышенные зарплаты

Хочу отметить, что я всегда на деле выступаю за улучшение условий труда и оплаты дизайнеров. При этом не могу не отметить, что критическое большинство проектов дизайнера в течение первого года его работы в агентстве — плоды становления. За это время будет крайне мало работ, за которые клиент заплатит денег больше, чем «проест» сам дизайнер, делая их.

 

Мало выполняют тестовые задания

Менее 20 % кандидатов, которым мы отправляли тестовые задания, отправляли нам результат его выполнения. Кто-то терял интерес, кто-то по ходу дела сдавался, кого-то наняли и без тестового задания.

 

Обобщение

Сложно как-то оценивать описанное выше, но как итог: кандидаты со слабым портфолио, без видения, без тестового задания, с завышенной зарплатой… Я описал реальный обобщенный портрет претендентов на должность графического дизайнера в 2019 году в России. Мои коллеги из других агентств разделяют это представление. Сразу постараюсь снять возражение: отличие кандидата в Тюмени от кандидата в Москве — у столичного желаемая зарплата в 2 раза выше. Просто он переехал из Тюмени в Москву и нужно платить за аренду комнаты за МКАДом.

 

Советы кандидатам на должность дизайнера

Показывайте кейсы

Упаковывайте проекты в «истории» с развитием. Расскажите вашему будущему работодателю о проблеме, задаче, идее, решении, эффекте. Это можно сделать в виде текстового описания в преамбуле. Сами макеты продемонстрируют решение, которое родилось у вас голове. Это описание намного ценнее, чем то, что вы когда-то собрали на компьютере. Если у вас работает голова, то, насколько хорошо вы работаете руками, уже становится не таким важным. Навыки развить можно. И в это даже будет готов вложиться ваш руководитель, поскольку сам заинтересован. Уточню, что это не оправдывает откровенно плохие навыки. Не надо путать рисующего стратега с думающим дизайнером.

 

Создайте себе портфолио

Мало просто показать работы. Мало показать работы красиво. Мало показать кейсы. Соберите портфолио, в котором можно увидеть ваш стиль и понять, что вы считаете важным в дизайне. Покажите, чем из того, что вы придумали, вы гордитесь, какие работы отражают ваши вкусы. Работ может быть немного, но если они выстроены правильно, это намного более ценно, чем объем. Правильно, значит достаточно и в верной последовательности для того, чтобы создать целостное представление о вас как о специалисте, понимающем, в чем состоит его работа — решать маркетинговые задачи дизайнерскими инструментами. Демонстрировать особенные качества продукта, преимущества и пользу от использования, производить впечатление на аудиторию — вот, чем занимаются дизайнеры. Покажите, что вы понимаете это.

 

Используйте мокапы

Всегда используйте интеграцию и применение вашего дизайна на некие носители. Это могут быть визитки, одежда, бланки. Не показывайте просто плоские картинки. Покажите то, как ваш дизайн будет работать. Это не только производит приятное впечатление, но и наглядно демонстрирует дееспособность ваших решений. Научитесь сами создавать мокапы: в векторе или 3D. Когда научитесь — сделаете серьезный upgrade и бонус в сравнении с конкурентами на рынке труда.

 

Не бойтесь работы

Не отказывайтесь от тестовых заданий, не бойтесь отработать месяц-два на минимальной ставке, не отказывайтесь от стажировки. Адекватный работодатель никогда не оставит ваш труд незамеченным. При этом он тоже рискует и несет реальные потери от неосторожного найма неопытного специалиста, который может подвести. Если вы договорились о стажировке, обсудите возможность демонстрировать выполненные работы другим компаниям в случае, если вас не наймут. Так вы получите реальный опыт работы и реальные кейсы для портфолио.

 

Пройдите стажировку

Чуть подробнее о стажировке. Это важно для совсем молодых специалистов. У них нет опыта, нет кейсов, минимум реальной практики. А работодателю нужны опытные дизайнеры. Что делать? Напрашиваться на стажировку, пусть даже бесплатную. Попросите делать ресайзы баннеров, набрасывать идеи логотипов, верстать визитки. Такой работы в любом агентстве много, а технических и креативных дизайнеров хронически не хватает. Так вы уже получите опыт, реальные мини-кейсы, знания и опыт агентской работы. Если вы хорошо себя зарекомендуете, то сможете претендовать уже на временную или даже постоянную работу. Пусть с некой минимальной оплатой. Соглашайтесь, если хотите развиваться и идти дальше. Никто не даст вам работу на блюдечке, как ни странно, работу нужно заработать.

 

Знайте себе цену

Тут нет противоречения. Правда — баланс. С одной стороны не нужно претндовать на что-то завышенное в отношении будущей зарплаты. С другой стороны, всегда нужно стремиться к достойному вонаграждению. Лучший выход, если вы общаетесь с работодателем, обсудите пути развития и этапы повышения зарплаты при заранее известных условиях. Предложите сами некую форму аттестации по итогам выполнения сложных кейсов. Так вы покажете, что понимаете цели работодатели и вам не безразлично то, какую пользу вы приносите агентству.

 

Придумывайте проекты

Если вам не хватает проектов для полноценного портфолио, придумайте их сами. Придумайте название компании, ее проблему, предложите дизайнерское решение. Это не только исключит дефецит материала, но и продемонстрирует вашу инициативу и гибкость.

 

Смотрите больше

Насмотренность сегодня — одно из ключевых отличительных качеств. Дело в том, что в дизайне как нигде (кроме музыки, наверное) остро реагируют на плагиат или схожесть решений. Чем больше вы видели, тем сложнее повториться. С другой стороны, чем больше вы видели других работ, тем увереннее формируется ваш собственный вкус. К тому же новые идеи «варятся в котле», в который попадает все, что вам запомнилось, что получило резонанс и заинтересовало. Смотрите работы на фестивалях рекламы, работы на behance, покупайте книги-сборники логотипов, подписывайтесь на студии и бюро, смотрите «классиков» рекламы и дизайна, ищите и читайте книги об истории дизайна и рекламы.

 

Формируйте видение

Не бойтесь на деле демонстрировать, что вам нравится: минимализм, швейцарский дизайн, fashion и так далее. Вырабатывайте свой стиль, очерчивайте диапозон интересных вам задач. Стремитесь своими работами показать, кто вы есть и что вам интересно. Это самый надежный путь не только и к самовыражению, но и к счастью заниматься тем, что вам по-настоящему нравится.

 

Собирайте рекомендации

Хорошо, если ваши клиенты с фриланса могут дать отзыв о вашей работе. Собирайте их, просите контакты и разрешение связаться с заказчиком будущему работодателю. Открытость повышает доверие. Если вы уже где-то работали, хорошо, когда новый работодател может поинтересоваться у предыдущего о том, как вы справлялись с заданиями, в чем вы сильны и наоборот, с чем справляетесь хуже. Это регулярная практика, о которой мало кто знает. Кадровые специалисты и руководители компаний очень часто общаются между собой и знают о кандидатах намного больше, чем последние могут предположить.

 

Изучайте аппаратуру

Речь не комбике с микшером. Расширяйте инструментарий и осваивайте новое: 3D, инструменты верстки многостраничных изданий, прототипирование сайтов, автоматический подбор палитры, ретушь фотографии, мелкие формы в иллюстраторе. Практикуйте новые техники, специально устраивайте для себя месяцы новых программ. Через год или два вы будете уметь больше и знать больше на порядок. Решение смежных задач для вас не будет проблемой.

 

Дополнительно по теме

Посмотрите видео от Темы.

Прочитайте книгу «Чему вас не научат в дизайн-школе».