Канны — это курортный город на юго-востоке Франции, в котором живет почти 80 000 человек.
Широкой аудитории город известен как место проведения ежегодного Каннского кинофестиваля. Чуть более узкой — как место, где проходит Международный фестиваль рекламы «Каннские львы» (до 1977 года также проходил в Венеции). «Каннские львы» — один из самых авторитетных в своей сфере. Кинофестиваль проходит в конце мая. Фестиваль рекламы — чуть позже, в конце июня. Организатор фестиваля рекламы сегодня — британская компания EMAP plc.
Разные номинации
В конкурсной части фестиваля рекламы довольно много номинаций:
- Video
- OOH-media
- Direct
- Media
- Radio
- Cyber
- Promo
- Design
- Mobile
- Lions
и другие.
В каждой номинации существует несколько подвидов и категорий наград.
Награды присуждает жюри, состоящее из представителей рекламных агентств из разных стран. Стать членом жюри можно раз в жизни.
Не только награды
С начала 90-х программа фестиваля включает образовательные выступления и церемонию награждения. Выступления по 45 минут разбиваются по темам и проходят в разных залах.
Записи можно найти на официальном сайте. Доступ к ним платный.
Компании-победители из СССР и России на «Канских львах»
Россия (СССР) впервые приняла участие в Каннском фестивале в 1989 году. В номинации Film был выставлен советский рекламный ролик «ЗАЗ—1102» («Внешторгреклама») для «Автоэкспорта». Ролик получил «Бронзового льва» в номинации «Торговая реклама».
Через семь лет, в 1996 году, компания из России «Видео Интернэшнл» получила «Серебряного» и «Бронзового Львов» за ролики «1996» и «История любви» для «Рикк-Банка».
Позже было относительно много работ, занимавших призовые места в разных номинациях. Найти их можно в статьях, посвященных отчетам по итогам конкурсов и на сайте самого фестиваля (правда тоже платно). Приведем некоторые из работ.
«Книги-освежители» от РА «Восход» (2011 год).
Реклама Google Maps от BBDO Moscow, демонстрирующая отели, находящиеся рядом с заводами и прочими непривлекательными местами (призыв проверять «сказки», рассказанные рекламой туристам).
Награду также получила одна из резонансных работ с сильным социальным эффектом «Заставь чиновников работать» РА «Восход».
«Сбербанк. Соседи» — кейс от Good Moscow.
Работы можно посмотреть на сайте
На официальном сайте фестиваля можно посмотреть победителей и работы, вошедшие в шорт-листы. Также организаторы дают доступ по подписке к некоторым интервью и выступлениям, прошедшим в рамках образовательной части фестиваля. Проще всего найти примеры работ в интернет-статьях по запросам в ключе «Финалисты Каннских львов-2018».
Эту рекламу редко встретишь
За редким исключением работы, побеждавшие на фестивале в разное время, редко можно встретить в эфире, на улице, в сети. Ролики, принты, активности представляют собой некий передний край рекламы.
Безусловно, работы победителей созданы качественно, по канонам рекламы. Или задают новые тренды. При этом достаточно сложно однозначно сказать, почему именно они побеждают. Кто-то назовет выбор некоторых финалистов сомнительным. Нередко можно встретить резкие критические отзывы и обвинения в плагиате.
Широкой аудитории такая реклама часто не понятна. И дело не только в разнице культур (реклама, созданная «на болях» французского общества далека от китайцев). Эта премия все-таки от профессионалов профессионалам. Это специфичный контекст.
Критерии для оценки, можно предположить, всегда почти одинаковые. Однако с учетом того, что состав жюри ежегодно меняется, результат оценки тенденциозен. Из года в год можно наблюдать формирование неких «вкусов» — посмотрите, для примера, финалистов 2016 года (уровень социальной нагрузки рекламы зашкаливает). Я бы даже сравнил то, что сегодня побеждает, с журналистикой.
«Ночь пожирателей рекламы» — не «Каннские львы»
Это популярное мировое шоу, основой которого служит демонстрация рекламных роликов. Какой-то прямой связи и зависимости между шоу и «Каннскими львами» нет. Однако именно на «Ночи» многие могут посмотреть ролики, попадающие на фестиваль рекламы.
Основатель проекта — француз Жан Мари Бурсико.
Показ роликов обычно проходит в кинотеатрах. Существует практика показа ТВ-версий. Основатель проекта лично отбирает ролики для включения в программу. Каждая программа состоит из блоков с разной темой. Длительность шоу — примерно 4-5 часов.
Формат показа предполагает демонстрацию материала блоками по 1,5 часа. В перерывах между показами посетители могут выйти из зала, посетить бар или посмотреть шоу. Проект показывается и в России. К нам он попадает после премьеры в Париже.
В России ТВ-версия «Ночи» неоднократно попадала в эфир в сокращенном формате. И показывали ее глубокой ночью, в том числе и из-за откровенного содержания многих роликов. Сегодня каждый может в удобное время посмотреть шоу на Youtube.
«Каннские львы» в системе баллов рейтингов РФ
Зачем агентствам из России участвовать в фестивале? Победа дает максимальное число баллов в рейтинге креативности. Для участия в некоторых тендерах на выполнение работ необходимо иметь определенное число баллов в этом рейтинге. Поэтому для многих агентств, которые хотят и могут в них участвовать, важно побеждать на фестивалях. В том числе и «Каннских львах».
При подготовке использованы изображения с сайтов ekburg.tv, npc-news.ru и с сайта фестиваля.